Фундаментальный анализ. Научный взгляд

Фундаментальный анализ акций и рынка форекс

Фундаментальный анализ акций и рынка форекс

Мы постоянно сталкиваемся с новостными событиями в мире, а тем более в финансовом секторе. Новостной и фундаментальный поток — неотъемлемая часть глобальных процессов, которые окружают нас в повседневной жизни.

Фундаментальный анализ рынка уходит глубоко в подобные “дебри”, изучая макроэкономические показатели стран, отчетности компаний, уровни занятости, ВВП, процентные ставки и другие аспекты экономики. В теории, подобные факторы должны влиять на поведение мировых валют, а также на фундаментальные показатели рынка ценных бумаг. Тем не менее, взаимосвязь между различными событиями далеко не всегда прослеживается.

В данной статье хотелось бы разобраться с возможностью практического применения фундаментального анализа для трейдера (за основу возьмем во внимание именно экономические новости, так как к ним прибегает подавляющее большинство ритейл-трейдеров. Более сложные механизмы фундаментального анализа в данной статье мы рассматривать не будем), и чтобы это сделать, необходимо обратиться к исследованиям.

Научные исследования поведения ритейл-трейдеров

За основу была взята работа Брэда Барбера (калифорнийский университет Дэвис) и Терренса Одэйна(калифорнийский университет Бэркли), которые исследовали действия участников рынка при различном новостном фоне [1].

Сперва поговорим о поведенческих факторах частных инвесторов и трейдеров, а именно — о их методе принятия решений при фундаментальном анализе — новостном фоне внутри дня.

Стоит начать с того, что мы находимся в той эпохе, где информация распространяется молниеносно, объемно и целенаправленно. Все, что мы хотим знать (или даже не хотим), мы узнаем из ТВ, интернета или блогов в ближайшие часы после выхода событий. Здесь мы сталкиваемся с таким определением, как “Каскад доступной информации”.

“Каскад доступной информации”, или “Эффект толпы” — процесс формирования личных убеждений, при котором чья-либо выраженная информация провоцирует цепную реакцию, тем самым усиливая или ослабевая доверие к этой самой информации, даже если она является ложной.

То есть, чем больше вы читаете или слышите о той или иной акции при фундаментальном анализе фондового рынка, тем больше вы формируете о ней положительное или отрицательное мнение, не руководствуясь при этом своими знаниями и опытом.

Для подтверждения такого явления нам необходимо сосредоточиться на таких аспектах, как:

Все эти аспекты являются отличным “захватом внимания”.

Новости — главный “триггер”, так как именно с их помощью можно влиять на внимание трейдеров и инвесторов, особенно, если дело касается крупных компаний, американского доллара или глобальных макроэкономических изменений стран.

Конечно, мы не можем знать сколько конкретно людей следит за фундаментальным анализом в течение дня, но нам об этом может подсказать волатильность и объем. Именно за счет этих двух факторов можно заметить эмоции и действия других участников.

Прослеживается прямая взаимосвязь между новостным фоном и объемом. Это говорит о том, что большинство трейдеров (преимущественно ритейлы) стремятся участвовать в торговле при выходе той или иной информации. Чем громче и ярче обсуждалась новость до ее выхода, тем больший объем торгов можно ожидать.

Стоит отметить, что акции стремятся покупать даже при неблагоприятном фундаментальном фоне. Новости же валютного рынка трейдеры склонны интерпретировать с различными взглядами, в связи с этим сложно определить конкретные действия участников в момент выхода новости. Но если вспомнить поведенческие факторы трейдера, вероятней всего, действия в большей мере будут эмоциональными, нежели рациональными.

Другой интересный момент касается того, что поведение трейдера, у которого уже есть купленный или проданный актив (лонг или шорт по инструменту), будет действовать абсолютно иначе, если бы никаких позиций он не имел. Здесь также играют различные поведенческие факторы, а именно — “эффект мониторинга”. Данный эффект влияет на рациональное мышление, и происходит тогда, когда трейдер следит за открытой позицией настолько пристально, что формируются различные “искаженные” версии этой сделки. 

Различные психологические эвристики, взгляды и действия трейдеров подробно описаны в курсе "Психология трейдинга. Поведенческие финансы"

Повышенная активность частных трейдеров в момент выхода фундаментальных новостей связана еще с тем, что существует иллюзия быстрого заработка из-за высокой волатильности. Логика работает таким образом, что чем быстрее ходит цена, тем быстрее она дойдет до уровня тейк-профита.

Подходить к трейдингу с такой стороны — утопическое занятие.

Заключение и выводы

Эмпирические исследования говорят о том, что новости и фундаментальный анализ — одни из самых простых факторов, за счет которых можно манипулировать поведением торгового инструмента с помощью эмоций толпы.

В связи с этим, все те события на рынках, которые происходят в период отчетностей, нон-фармов или заседаний ФРС — в большей мере совокупность эмоциональных решений трейдеров.

Для подавляющего большинства профессионалов же фундаментальные факторы не играют никакой роли.

На основе данного исследования и некоторых предыдущих от тех же авторов получается формула убытков: активно торговать внутри дня и выбирать для торговли инструменты, о которых говорят в СМИ.

Таким образом, в прямом смысле выдающиеся финансовые инструменты не гарантируют инвестору прибылей, а новости не оправдывают права на существование как инструмент для работы.

Спасибо за ваше внимание!

  1. ↩Brad M. Barber, Terrance Odean (2005). All That Glitters: The Effect of Attention and News on the Buying Behavior of Individual and Institutional Investors. University of California, Davis and University of California, Berkeley – Haas School of Business.

Поделиться статьей

Читайте также

Scroll Up